Макс Рублёв (metroelf) wrote,
Макс Рублёв
metroelf

стрит-фото

Сегодня у моего хорошего (я надеюсь) друга Антона Вершовского день рождения. Кто это?
О себе
Меня зовут Антон Вершовский, я - физик, доктор физико-математических наук. Родился в 1961 году в Таллине, живу в Санкт-Петербурге. Закончил физфак ЛГУ в 1984 г., защитил кандидатскую в 1989 г., докторскую - в 2008 г. Основные работы - в области квантовой магнитометрии и атомной радиооптической спектроскопии. Член Союза Фотохудожников России с 2011 г.


Я не знаю Антона как доктора, думаю он неплохой доктор, но я знаю его как стрит-фотографа. Если вы любите фотографию, в частности уличную фотографию. Хотите научится видеть и снимать, то велком под кат. Там много текста, но оно того стоит

. Понимаете, бывают фотографы от Бога. Они начинают фотографировать, и сразу делают все таким образом, что все существующие теории приходится подгонять под них. А у нормальных людей, вроде меня, все происходит по-другому – их нужно как-то подталкивать, учить. Это как в музыке — иногда рождаются Моцарты… Но детей, не обладающих уникальными способностями, всегда гораздо больше – и это не значит, что они безнадежны. Просто им нужно развивать слух и навыки. Скорее всего, такие люди не станут Моцартами, но из них могут получиться неплохие исполнители или, хотя бы, ценители музыки, а это тоже со- всем не мало. Конечно, не стоит надеяться, что изучение теории, практики, и истории фотографии сделает из тебя выдающегося фотографа. Им нельзя стать, не обладая даром, но можно стать человеком, умеющим ценить фотографию и понимать ее. А через некоторое время у такого человека возникает то, что называется «насмотренностью», за ней – верность глаза, ну а потом, в принципе, может возникнуть уже и способность делать что-то свое. Таким образом, занятия могут не только развить способности человека, но и проявить его скрытый дар.

Из интервью журналу Фотосфера #3 2014

Антон Вершовский о «Кодексе уличной фотографии»

Как-то Andrei Ginepro мне прислал ссылку на "10 правил стрит-фотографии" от Blake Andrews. Вот эти правила, если кратко:
-----------------------
1. Нельзя взаимодействовать с объектом съемки ни до, ни во время, ни после! Снимок с человеком, смотрящим в камеру - не снимок.
2. Фотографировать надо, глядя в видоискатель. Никаких съемок от живота и с бедра!
3. Все объекты на фотографиях должны быть сняты спереди! никаких спин. Фото спины - признак слабости!
4. Никаких портретов!
5. Никаких вспышек!
6. Никаких постеров и реклам в кадре - это клише!
7. Никаких забавных вывесок и знаков!
8. Никаких бомжей и уличных артистов - это слишком просто!
9. Никакого кропа! Обрезка фотографий - признак отсутствия способности строить кадр и слабости духа.
10. Никаких телевиков, никакого зума, никаких зеркалок! Только Лейка и умеренный ширик. Никакой пост-обработки фотографий!

(было еще правило: помнить, чтобы всегда было весело проводить время. ред)
Да, все, что не включено в список - тоже запрещено.

Так вот, я, на правах человека, добровольно назначившего себя непревзойденным экспертом в области уличной фотографии, ответственно заявляю: все вышесказанное - полная хрень.

"...Но вот курьез: он начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство!" (с) М.Б.

Дебаты, развернувшиеся здесь вокруг предложенного Блейком Эндрюсом "кодекса стрит-фотографии", неожиданно показали, что вопрос "а есть ли правила в фотографии" до сих пор вызывает интерес, - хотя ему на 180 лет больше, чем вопросу "плёнка или цифра", и на 150 - больше, чем вопросу "Кэнон или Никон")

Поэтому я тоже решил записать для себя некий (творчески переработанный из блейковского) Кодекс, которым я согласен руководствоваться сегодня - а может ли кто-то ещё извлечь из него пользу, и будет ли он подходить мне завтра, я понятия не имею. В любом случае, как говорил капитан Джек Воробей, "я всегда считал, что Кодекс - это скорее свод указаний, чем жёстких правил". Итак:

1. Старайся не нарушать своим присутствием естественный ход событий, и уж всяко не прибегай к постановке, ибо это пфе. Но если для кадра тебе нужно спровоцировать объект звуком или жестом - делай это! Помни, как Эрвитт снимал прыгающую собачку.

2. Не используй нестандартные ракурсы (от бедра, с пуза, с земли и т.п.) только для того, чтобы кого-то удивить. Ты не Родченко, и сейчас не сто лет назад, поэтому ты никого не удивишь, а только раздражишь и утомишь. Но если это действительно нужно для кадра - снимай откуда нужно, и не сомневайся.

3. То же самое относится и к использованию любых "эффектных" объективов типа супер-шириков, фишаев, моноклей, и т.д., и вообще к использованию любых эффектов - если нужно позарез, то используй, но помни, что уже на третьем кадре зрителя начнёт тошнить от тоски.

4. Снимая человека на улице, думай не о том, где у него нос, а где спина, а о том, как придать максимальную выразительность кадру. А ещё лучше - не думай, а чувствуй. Помни - ты снимаешь не человека, а всю сцену; она сделает твою фотографию. И на этой сцене традиционный "одинокий прохожий", погнутый уличный знак, и "пустой" кусок неба между домами имеют равные шансы сыграть в общем действии.

5. Не снимай людей, которые сами показывают себя - уличных актёров, попрошаек, и т.п.; старайся не снимать явную красоту и уродство. Не снимай людей, которые не могут ни убежать, ни догнать тебя - например, продавщиц в газетных киосках. Но если ты снимаешь не человека, а фотографию, то в качестве ее элементов и актеры и продавщицы подойдут ничуть не хуже любых других объектов. Особенно если тебе удастся сложить из них что-то большее, чем они кажутся сами по себе.

6. Включай в кадры и постеры, и рекламы, и смешные вывески! Все это - ингредиенты в твой суп, данные тебе самой улицей; улица без них слепа и уныла. Только помни - фотография - она не про постеры и рекламы, она про нечто большее. Если постер - единственный герой твоей картинки, или если твоя картинка - о визуальной перекличке постера и человека под ним - смело выбрасывай ее.

7. Неумение скомпоновать кадр при съемке, не используя ни зум-объективы, ни кроп при пост-обработке - свидетельствует, как минимум, о серьезном недостатке практики. Тем не менее, фотография - не английский бокс, в ней все средства хороши. Поэтому, если ты уверен, что с помощью ножниц ты можешь улучшить результат - режь! Но помни - ты не смог обойтись без грязного приёма. Вспоминай об этом каждый раз, глядя на порезанный кадр.

8. Использование вспышки - самый лучший способ сойти за свадебного фотографа или за Мартина Парра. Но поскольку за Мартина Парра тебя все равно никто не примет, подумай - тебе это нужно?

9. Не снимай то, что было здесь вчера, и будет завтра. Ценность каждого кадра равна чему-то неуловимому, умноженному на уникальность момента, и деленному на надуманность и на количество эффектов. И если неуловимое - оно как мёд (или оно есть, или его нет), то все остальное ты вполне можешь контролировать при съёмке, и не снимать то, что уже тыщу раз сняли до тебя ("а вот щас я сниму это фишаем, и будет не как у всех").

Вроде всё!

P.S. про телеобъективы еще забыл.

10. Нет такого правила "не снимай телеобъективом". Снимай, пожалуйста. Только снимать телевиком стрит так же нелепо, как есть суп вилкой, и дело здесь не в этикете, а в элементарном удобстве. Во-первых, на улице между тобой и объектом обязательно кто-то да влезет в тот самый решающий момент. Во-вторых, если тебе и удастся выхватить из сцены "нужный" кусок - в силу очевидных особенностей телевика ты, скорее всего, лишишь кадр интересной структуры, сведя его к банальной плоской сумме "объект + фон + что-то размытое на ПП". В третьих, кадры, снятые не так, как видит глаз фотографа, вообще редко бывают удачными. В четвертых, в съемке издалека, извне, - есть что-то противоречащее самой идее стрит-фотографии... В общем, телевик хорош для съемки птичек и романтических фото на закате, но не для стрита. Если верить опыту мастеров, верхний предел - где-то 90 мм, а дальше происходит полная потеря жизни на снимке

journal.foto.ua

Сегодня, в свой день рождения, Антон выложил у себя на сайте... Вернее, наконец выложил, свою книгу «Стрит-фотография. Открытие плоскости»
Книга адресована всем тем, кто ставит перед собой задачу научиться видеть и понимать фотографию. Она рассказывает о почти неизвестной широкому зрителю ветви современного изобразительного искусства – художественной непостановочной фотографии, о ее месте в мире фотографии и изобразительного искусства вообще; о средствах ее языка, в том числе — о понятиях визуальной структуры, компоновки, и композиции; о ее истории, об эволюции ее идей, об основных ее течениях и современных тенденциях; и, наконец, о самом интересном, неоднозначном и живом ее жанре: уличной, или стрит-фотографии. В книгу вошла 171 иллюстрация: 125 фотографий из мирового “золотого фонда”, 15 пояснительных рисунков, а также вспомогательные фотографии и репродукции. Иллюстрации подобраны так, чтобы дать разностороннее представление о всех заметных направлениях непостановочной художественной фотографии, и о работавших в этих направлениях фотографах. Книга снабжена именным указателем и списком литературы.

В общем если вы любите фото, хотите научится видеть, и не просто видеть, а запечатлевать момент, то книга рекомендуется к обязательному прочтению.
-=: ТЫЦ на сайт автора :=-

p.s. Антона я поздравил в Fb, именно там его проще всего поймать и замучать вопросами

Subscribe

promo metroelf february 26, 2013 23:11 22
Buy for 300 tokens
Ну вот, "расчехлили" вы свой смарт, поставили другую "камеру" из магазина, взамен дефолтной, а кнопка "шедевр" так и не появилась. Правильно, и не появится. Дабы получить неплохое фото надо учиться, учиться и учится. Вот и учусь. Итак.. 1) Камера в телефоне это даже не мыльница, да она и не должна…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments